Какие документы запрашиваются для проверки истории квартиры
После того, как Вы выбрали подходящую квартиру и заключили предварительное соглашение с Продавцом о ее покупке, мы рекомендуем в обязательном порядке до сделки проверить историю данной квартиры.
Возникает вопрос, какие документы необходимо запросить у Продавца и/или в соответствующих государственных органах для того, чтобы выяснить все детали «существования» квартиры.
Первое, что мы рекомендуем, помимо обязательного предоставления оригиналов действующих правоустанавливающих документов при встрече и их копий для Вас – это спросить Продавца о наличии у него оригиналов или копий правоустанавливающих документов по предыдущим сделкам. Чаще всего, по сложившейся на рынке Москвы и Московской области практике, предыдущие собственники «традиционно» передают новым владельцам свои, уже ставшие неактуальными, документы на квартиру, так как им они уже точно не понадобятся, а новому обладателю пригодятся как раз при возможной в будущем продаже, для предоставления потенциальному покупателю для более подробной проверки истории. Но даже в тех случаях, когда «вредные» Продавцы после сделки не отдают оригиналы своих «старых» документов, в большинстве случаев у нынешнего собственника в архиве должны быть их копии, которые в любом случае требовались для подготовки и осуществления предыдущих сделок. В случае отсутствия и копий, и оригиналов, советуем повысить степень бдительности в процессе дальнейшей проверки до максимального уровня.
Далее необходимо заказать официальную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в которой будет отражена актуальная информация о действующем собственнике, основании его владения, а также о наличии/отсутствии зарегистрированных ограничений/обременений. Данная информация предоставляется без ограничений любому лицу, по заявлению с указанием точного адреса. Заказать её можно в любом МФЦ. Получив выписку, обязательно сразу сверьте информацию с предоставленными Продавцом документами на квартиру. Если всё сходится, то можете приступать к дальнейшей проверке.
Следующее, что необходимо сделать для проверки истории квартиры– это заказать архивную информацию из ЕГРН. В такой выписке будут видны все предыдущие зарегистрированные переходы прав по квартире, какими датами произошли переходы и на каком основании. Сложность заключается в том, что такие выписки официально выдаются только по запросам правоохранительных органов.
Помимо проверки истории всех предыдущих сделок по квартире, чаще всего также необходимо выяснить историю всех зарегистрированных в ней лиц на данный момент и в прошлом. Особенно важно это бывает в ситуациях, когда Вы подобрали вариант квартиры с документами по приватизации, или приватизация присутствовала в предыдущих сделках. Такую информацию также официально выдают только по запросам правоохранительных органов, но могут при определенной лояльности сотрудника паспортного стола/МФЦ предоставить и лично действующему собственнику. Официальную выписку из домовой книги (также выдаётся в виде «Единого Жилищного Документа») Продавец обязан получить и предоставить Вам и на государственную регистрацию, но в такой выписке не будет видно тех лиц, которые были зарегистрированы в прошлом, поэтому можно не выявить, например, каких-либо нарушений у бывших собственников прав детей или третьих лиц.
Завершающий этап проверки – сопоставление между собой всех имеющихся у Вас оригиналов и/или копий, официальной выписки из ЕГРН, официальной выписки из домовой книги и всей архивной информации. Каждая ситуация получается по-своему уникальной и для вынесения соответствующего заключения о наличии или отсутствии рисков, а при наличии рисков – их степени, чаще всего в итоге требуется участие квалифицированного юриста – специалиста по недвижимости.
Комментарий (не обязательно)